На прошедшем в апреле в режиме онлайн цифровом форуме SATELLITE 2021 LEO многие лидеры отрасли рассуждали на тему, как спутниковые технологии и услуги на низкой околоземной орбите (LEO) повлияют на будущее отрасли. Ниже перечислены 10 наиболее важных моментов и тем, возникших в ходе презентаций и групповых обсуждений в течение этого недельного мероприятия.
Дэн Голдберг (Dan Goldberg) из Telesat считает, что технология наземных терминалов претерпела значительные изменения за последний год
Генеральный директор Telesat Дэн Голдберг начал мероприятие с важных новостей касательно громкого заявления о группировке Lightspeed, сделанного ранее в этом году. В основном чате у камина Голдберг сообщил, что компания планирует сделать несколько ключевых объявлений о запусках в ближайшем будущем. Система, стоимостью ~$5 млрд, может изменить правила игры для Telesat. Голдберг подтвердил, что финансирование "почти завершено", и группировка может стартовать даже в ближайшие пару месяцев. Он признал, что переход на LEO был крайне необходим для оператора, если он намерен сохранить позиции актуального и ключевого игрока в будущем.
Он также оптимистично высказался о достижениях в области наземных технологий по сравнению с тем, что было 12 месяцев назад. Еще в прошлом году он полагал, что производители антенн всё ещё "находятся в пути". Сегодня Telesat гораздо более оптимистичен. Голдберг верит, что к концу 2024 года у Telesat появятся доступные и функциональные пользовательские терминалы диаметра 50 см, способные обеспечить огромную пропускную способность. Он ожидает, что экосистема пользовательского терминала будет готова вовремя. Гольдберг приветствовал многообещающие разработки в этой области. В конечном счете, он считает, что в этом сегменте будут преобладать антенны с электронным управлением (ESA).
SpaceX доминирует, Шотвелл становится "Руководителем года" и раскрывает подробности терминала Starlink
Гвинн Шотвелл (Gwynne Shotwell), президент SpaceX, была признана Via Satellite Руководителем года спутниковой отрасли, а присутствие SpaceX ощущалось на протяжении всей недели. Участвуя в панели "Новый мировой порядок", Шотвелл раскрыла подробности о ценах на терминалы, что было ключевой темой на протяжении всего мероприятия. Шотвелл сообщила, что стоимость снизилась до менее чем $1500 за терминал, а недавнее развертывание второй версии сократило стоимость на $200 до $1300. SpaceX субсидирует стоимость терминала, взимая с клиентов $500. По словам Шотвелл, SpaceX ожидает, что в ближайшие год или два стоимость ее терминала составит несколько сотен долларов. Конечно, в SpaceX уверены, что это снизит цены на оборудование. То, что способность SpaceX делать всё самостоятельно (внутри компании), несомненно, оказывает огромное влияние на всю отрасль, а вертикальная интеграция стала огромной темой, и здесь SpaceX снова лидирует.
Генеральный директор OneWeb Нил Мастерсон дебютирует в публичном формате
Генеральный директор OneWeb Нил Мастерсон (Neil Masterson) уверенно дебютировал. Во время выступления ему было задано немало вопросов. Было интересно и, возможно, немного удивительно услышать, что правительство Великобритании, будучи одним из основных акционеров OneWeb до сих пор еще не зарезервировало спутниковую емкость группировки. Однако Мастерсон признает, что по этому поводу ведутся переговоры.
Также на повестке дня был вопрос пользовательских терминалов и стоимости - общая тема мероприятия. Мастерсон признает, что OneWeb будет серьезно работать над улучшением экономики пользовательских терминалов, так как по мнению OneWeb - это важнейший способ увеличения размеров рынка и проникновения в него.
Он также выразил уверенность в успехе одной неамериканской группировки на LEO и явно оптимистично настроен в отношении того, что это будет OneWeb. По его убеждению, рынок достаточно велик, чтобы выдержать по крайней мере три-четыре группировки на LEO. Мастерсон сказал, что компания также намерена произвести 10 запусков в этом году и вывести всю группировку к середине следующего года. OneWeb планирует достичь глобального покрытия к концу следующего года. Мастерсон признал, что компания уже размышляет о втором поколении спутников, но может отложить принятие решения, так как прежде всего необходимо узнать потребности клиентов.
Air Canada Exec отправляет угрожающее сообщение игрокам GEO
Air Canada является пионером среди авиакомпаний в области технологий связи в полёте. Норман Хотон (Norman Haughton), директор по цифровым развлечениям, Wi-Fi, медиа-продажам и аналитике на борту самолета, произнес шокирующее сообщение, что Air Canada немедленно перейдет на LEO, как только будет доступна эта технология для использования связи в полете. Ни колебаний, ни сомнений. Заставляет задуматься, разделят ли эту точку зрения другие авиакомпании. Поскольку подвижная связь является ключевой целью для многих в отрасли, во второй половине десятилетия будет любопытно наблюдать за этим рынком. Тем не менее, комментарии Хотона, безусловно, встряхнули группу экспертов по подвижной связи, таким образом, возможно, авиакомпании внесут весомые изменения на этом рынке.
Артур Кларк предсказал проблемы с перегрузкой космического пространства еще в 2000 году
Питер де Селдинг (Peter de Selding) из Space Intel Report, Калеб Генри (Caleb Henry) из Quilty Analytics, Эми Сондерс (Amy Saunders) из Satellite Evolution и Крис Боуг (Chris Baugh) из NSR приняли участие в очень популярном групповом обсуждении прошлого и будущего LEO.
Возможно, самый интересный комментарий поступил от де Селдинга, который вспомнил встречу с Артуром Кларком в почтенном возрасте около 20 лет назад. В 2000 году Кларк сказал, что, по его мнению, спутниковая индустрия может умереть на какое-то время примерно к 2050 году. Кларк полагал, что, предположительно, на орбите возникнет проблема, которая сделает экономически нецелесообразным отправку спутников через "опасный район", причиной тому могут стать крупные группировки. Де Селдинг сказал, что, хотя он и надеется, что Артур Кларк в конечном итоге окажется неправ в этом вопросе, он думает, что такой комментарий не был голословным.
Безусловно, для отрасли было бы катастрофой остаться не у дел, если бы произошел какой-то серьезный инцидент в космосе. Несомненно – это важнейшая тема для обсуждений. Кроме того, у всех участников дискуссии были сомнения / вопросы по новым бизнес-моделям. Отсутствие успеха и тот факт, что операторы LEO становятся успешными только после того, как оказываются приобретены за гроши, заставляет многих по-прежнему скептически относятся к масштабам успехов некоторых группировок.
LEO может задействовать "сотни тысяч" спутников
В начале недели предыдущие победители конкурса Руководитель года и Технология года обсуждали будущее отрасли. Марк Данкберг (Mark Dankberg), председатель правления Viasat, говорил о будущем, когда на орбите будут находиться сотни тысяч спутников. Не десятки тысяч, а сотни тысяч. Это по-прежнему не укладывается в голове, учитывая, что до недавнего времени в этой отрасли было относительно мало заказов на геостационарные космические аппараты. Однако, если Данкберг прав, отрасль изменится до неузнаваемости.
В спутниковой индустрии Данкберга уже давно считают провидцем, но его комментарий о сотнях тысяч спутников определенно вызвал ажиотаж.
Космический мусор поднимается на вершину внимания отрасли
Мероприятие затронуло многие темы, от цен на потребительские терминалы до текущих проблем, связанных с космическим мусором. При таком большом количестве запускаемых спутников вероятность столкновений увеличивается, и это одна из самых серьезных проблем, с которыми сталкивается отрасль. Если Данкберг не ошибается, и мы будем жить в мире сотен и тысяч спутников, это может стать серьезной проблемой. Спутниковая индустрия, которая могла бы стать "героем, объединяющим мир", в конечном итоге может стать "злодеем", если она не решит эту проблему эффективно. Хотя такие компании, как Astroscale, изобретают отличные технологии для борьбы с комическим мусором, для решения этой проблемы потребуется гораздо больше усилий.
Том Чой поделился подробностями о системе CurvaNet LEO
Том Чой (Tom Choi), который, как мы знаем, долгое время был откровенным критиком таких операторов LEO, как OneWeb, поведал еще несколько подробностей о CurvaNet, своей новой большой инициативе на LEO. По его словам, терминал для системы CurvaNet будет стоить $100. Он также намеревается запустить демонстрационный спутник в IV квартале 2022 года. Компания занимается сбором средств, в рамках этого проекта компания планирует собрать $500 млн. Через два года он надеется осуществить запуск первой партии, состоящей из 120 спутников. Чой также сообщил, что компания начинает переговоры с операторами других группировок на негеостационарной орбите (NGSO), с целью содействия в разработке недорогих терминалов с низким энергопотреблением. Так что, было бы интересно понаблюдать, как Чой будет взаимодействовать с другими операторами LEO по вопросам Curvalux/CurvaNet. Чой также подтвердил, что компания вела переговоры с французским, азиатским и североамериканским провайдерами пусковых услуг, поскольку он надеется найти своих технических партнеров. Контракты по запуску, вероятно, будут заключены в конце этого - начале следующего года, если компания соберет средства в этом году.
Немного терпения
"Технология номер один, которая вам необходима, чтоб добиться успеха в космической отрасли - это терпение", - сказал Мэтт Деш (Matt Desch), генеральный директор Iridium, говоря о том, что необходимо операторам LEO для достижения успеха. Он рассказал, в качестве потенциально поучительной истории, что в последнее время в отрасли появились некоторые странные признаки, указав на то, что Google / Alphabet закрывает свое предприятие HAPS Loon. Деш говорил о важности терпения и о том, будет ли эта новая волна инвесторов терпеливой в следующие 10–15 лет, пока операторы этих группировок будут стремиться построить свой бизнес. Деш сказал, что он также ожидает консолидации. Он отметил, что сейчас в отрасли все говорят со всеми в поиске новых комбинаций. Он считает, что в отрасли происходит много интересных вещей, и что через четыре-пять лет она будет выглядеть совершенно иначе.
Следующее цифровое мероприятие SATELLITE 2021 – это онлайн форум, посвящённый Европе, Ближнему Востоку, Африке и Азии, который пройдет с 18 по 20 мая 2021 года.
©Copyright 2024 АО «Газпром космические системы»
Вся предоставленная информация, за исключением обязательной к раскрытию в соответствии с законодательством РФ, носит исключительно справочный характер и может являться неактуальной
Мы свяжемся с вами в ближайшее время