За несколько дней до запуска второй пилотируемой миссии SpaceX Crew-2 на МКС (23 апреля 2021) Гвинн Шотвелл, работая на объекте SpaceX в МакГрегоре (штат Техас), дала телефонное интервью профильному новостному агентству Via Satellite. Она открыто говорила об амбициях компании в отношении группировки Starlink, собственных межпланетных мечтах и о том, какой она видит свою роль в качестве лидера отрасли.
Гвинн Шотвелл, двукратный обладатель награды Via Satellite "Руководитель года", пользуется всеобщим уважением в отрасли за ее преданность делу и лидерство. Впервые она победила в данной номинации в 2017 году за то, что возглавила SpaceX во время прохождения компанией важных этапов в сфере многоразового использования ракет. Теперь она получает признание за год, в течение которого SpaceX не только вернула пилотируемый космический полет в Соединенные Штаты с помощью коммерческой миссии Crew Demo-2, но также поддержала наиболее активный в мире бизнес запусков и превратила Starlink в крупнейшую в мире спутниковою группировку.
Хотя успех SpaceX кажется уже привычным делом, Шотвелл сохраняет яростный энтузиазм по поводу своей работы в качестве президента компании и главного операционного директора. Она продолжает уделять внимание будущим целям компании, разработке ракеты Starship и миссии по отправке людей на другие планеты. "Сейчас не время для SpaceX расслабляться", - говорит она. "Нет места спокойствию, когда ты делаешь такую работу".
VIA SATELLITE: В своем приветственном слове Вы сказали, что SpaceX смог добиться выдающихся результатов в такой "странный" год, которым был 2020. Как Вы адаптировали свое руководство, чтобы сохранить темпы и успех SpaceX в 2020 году, уравновешивая реальность COVID?
Шотвелл: Я знала, что будет трудно, и я знала, что мир перевернется с ног на голову. Я думала, что самое большое влияние, которое я могла бы оказать, - это сделать SpaceX достаточно безопасным, чтобы он мог нормально функционировать. С самого начала SpaceX был объявлен важным бизнесом. Нам все еще нужно было запустить вторую демонстрацию Crew Dragon. Мы смотрели на Боба и Дуга, осуществляющих полет, всего через пару месяцев после того, как все это возникло. Я сосредоточилась на том, чтобы найти лучшую научно обоснованную информацию и принять наилучшие решения, чтобы SpaceX оставался открытым, функционирующим и чувствующим себя как можно более нормально. У меня есть ящик для анонимных предложений, и я многому научилась из того, что люди присылают мне. Мы изменили нашу программу против COVID на основе отзывов сотрудников.
Сначала мы были в замешательстве. Наверное, изначально все так себя чувствуют, пока не поймут, что на самом деле происходит и каков правильный подход к исправлению ситуации. Тогда основное внимание было уделено продолжению движения. Давайте сделаем безопасным создание ракет и космических кораблей для технических специалистов, космонавтов и всех людей, которые задействованы в данных миссии. Это действительно сработало.
VIA SATELLITE: Итак, в 2020 году SpaceX смогла выполнить больше запусков, чем когда-либо прежде.
Шотвелл: Ненавижу предсказывать, сколько запусков мы сделаем, потому что я всегда ошибаюсь. Часть клиентов от нас отвалилась. Другим компаниям пришлось многому научиться, чтобы понять, как поддерживать работу своих сотрудников. Цепочка поставок была разрушена. Мы очень много работали, чтобы наши механические цеха и наши поставщики оставались открытыми и функционировали. Если отложить пандемию и посмотреть на SpaceX через очень узкую линзу, то за 19 лет моей работы в компании 2020 год был для нас самым экстраординарным.
VIA SATELLITE: Когда в 2017 году Вы удостоились награды "Руководитель года", награда была обоснована достижениями SpaceX в области повторного использования ракет. Но теперь компания является не только крупнейшим в мире поставщиком запусков, но и крупнейшим оператором группировки. Вы также отправляете людей на МКС и работаете над кораблём Starship. Как распределяется Ваше время и внимание между пусками, Starlink и Starship?
Шотвелл: Мы с Илоном разделяем нагрузку – он сосредоточен на развитии. Он по-прежнему весьма активно участвует в повседневных операциях, но его внимание сосредоточено на развитии. Он был руководителем Starlink, а я начала переключать свое внимание на Starlink в конце весны, начале лета прошлого года. В то время Илон сосредоточился на Starship, это его основная цель в SpaceX. Это не значит, что он не думает о компании каждый день, но он акцентирует свою деятельность на том, чтобы вывести программу Starship на орбиту. Мы умеем конструировать и запускать ракеты. Что нам не удалось на сегодняшний день, так это спроектировать и запустить ракету, которая была бы простой в изготовлении и полностью многоразовой. Производство Falcon 9 по-прежнему сложное. Оно включает множество работы и колоссальные затраты. Главная цель программы Starship – сделать корабль простым в изготовлении, высоконадежным и на 100% многократно используемым как на первом, так и на втором этапе. Это трудно.
VIA SATELLITE: SpaceX ворвалась в отрасль как разрушитель, борющийся с истеблишментом. Теперь это признанный лидер отрасли. Может ли компания быть одновременно истеблишментом и разрушителем?
Шотвелл: Мы никогда не намеревались быть разрушителями. На самом деле мы просто хотели выполнить работу, которую Илон возложил на нас. Надеюсь, нас не считают истеблишментом, потому что это звучит очень скучно. Откровенно говоря, когда вы слишком долго являетесь лидерами, вы успокаиваетесь. А сейчас не время для SpaceX или сотрудников SpaceX расслабляться. Прямо перед нами второй действующий полет Crew Dragon, и мы выполнили три миссии Crew менее чем за год. Когда вы занимаетесь такой работой, нет места спокойствию.
Одна из причин успеха SpaceX в том, что перед нами все еще стоят такие гигантские цели. Каждый день вы должны думать о том, чтобы лучше выполнять свою работу, даже если вы не работаете над одной из новых технологических программ. Это новаторский подход. Воссоздавайте свою работу, следя за тем, чтобы вы делаете ее лучше с каждым днем, совершенствуя процессы, которые являются неэффективными или создают не самые надежные продукты. Я думаю, что стремление к переменам и к лучшему – причина того, что мы смогли достичь на сегодняшний день, а это кажется противоречит принципам истеблишмента. Истеблишмент выглядит так, как будто он "успокоился". Но мы должны продолжать работать лучше, чем прежде.
VIA SATELLITE: Этап подготовки к запуску коммерческого экипажа, когда SpaceX отправила Боба и Дуга на МКС, в прошлом году был захватывающим моментом в коммерческом космосе. Чему Вы научились, работая с NASA на протяжении многих лет над этой программой и объединяя культуры SpaceX и NASA в рамках сотрудничества?
Шотвелл: NASA – выдающийся заказчик, партнер и поставщик. Отношения с NASA были исключительными, и я надеюсь, что NASA чувствует то же самое. Я надеюсь, что организации смотрят на это как на пример того, как объединить лучшее из двух секторов, чтобы сделать большую работу для страны. Я считаю важным извлечь из этих отношений то, как они развивались. Сначала они были немного спорными. В разработке больших систем мы по разные стороны спектра. И все же NASA поняло, что, если бы они заставили нас делать вещи так, как они делали всегда, мы никогда не смогли бы добиться того, что мы сделали в установленные сроки и за вложенные деньги. Все, кто участвовал в этой программе, были полностью открыты для разных мнений и идей. Не существовало никаких ограничений, за исключением требований МКС, которые оставались неизменными. Это был путь от спорных, но беспристрастных отношений к тому, что я считаю настоящим партнерством между предприимчивой, быстро развивающейся компанией и такой выдающейся организацией, как NASA, которая за последние 60 лет проделала такую невероятную работу.
VIA SATELLITE: Илон открыто говорил о проблемах Starlink, которые необходимо решить для того, чтобы группировка стала успешной. И у спутниковой индустрии в течение многих лет есть такой Святой Грааль – "подключение неподключенных", но еще никому не удавалось этого достичь. Как Вы поймёте, что Starlink добилась успеха?
Шотвелл: Starlink - это спутниковая система, наземная система, сеть и запуск. Мы очень хорошо разбираемся в запусках. Dragon - необычная машина. Мы могли бы использовать уже накопленные огромные знания и информацию в этой спутниковой системе. Но мы привлекли много людей из сферы бытовой электроники, потому что хотели, чтобы Starlink больше походил на бытовую электронику, чем на традиционный спутник, и это было невероятно важно.
Мы все еще изучаем наземную систему и сеть. Но у нас есть команда, которая очень старается обеспечить отличный результат. У всех, кто работает над Starlink, есть Starlink. Они знают, когда в системе возникают проблемы, и стараются их исправить. Сеть должна улучшаться с каждым днем. Мы все еще спотыкаемся и ошибаемся, но узнаем что-то новое об этой системе. Но я уверена, что система будет экстраординарной. Тогда все останется на усмотрение рынка. То ли это, чего хочет рынок и будет покупаться? Пока неизвестно, но, судя по отзывам на сегодняшний день, это отличный продукт для жителей сельской местности.
VIA SATELLITE: Как был придуман Starlink, из каких соображений? У нас все хорошо с запусками, давайте перейдем к широкополосному интернету в сельской местности?
Шотвелл: Думаю, Илон какое-то время обдумывал это. Общий адресный рынок для запуска с консервативным взглядом на коммерческих пассажиров, вероятно, составляет около $6 млрд. Но доступный рынок для глобального широкополосного доступа составляет $1 триллион. Если вы хотите помочь финансировать долгосрочные программы развития Марса, вам нужно выйти на рынки и сектора, которые намного больше, чем тот, в котором вы находитесь, особенно если между таким гигантским рынком и тем, что вы делаете сейчас, достаточно соединительной ткани. Вот как я это припоминаю, но это хороший вопрос для Илона.
VIA SATELLITE: Как Вы подходите к задаче стать Интернет-провайдером и работать напрямую с клиентами?
Шотвелл: Во многом это связано с опытом Илона в Tesla. Мы определенно ориентируемся в первую очередь на потребителя. Не то чтобы мы не смотрим на корпоративные рынки - мы действительно их изучаем. Но приоритет и упор всегда на потребителе. Starlink лучше всего подходит для обслуживания деревень и сельского населения. Мы можем работать в городе, но мы не можем выделить достаточно пропускной способности, чтобы обеспечить определённый процент городских потребителей, покрываемых отдельным лучом. Starlink очень хорошо дополняет крупных Интернет-провайдеров, особенно волоконно-оптических систем. Просто слишком дорого доставлять оптоволокно в каждый дом в сельской местности. Но спутники Starlink летают над всем земным шаром каждый день, поэтому обслуживать кого-то в сельской местности теперь не дороже, чем обслуживать кого-то в городе.
VIA SATELLITE: Скажите, через пять лет, если я полечу на космическую конференцию, смогу ли я использовать подключение Starlink в самолете?
Шотвелл: Конечно.
VIA SATELLITE: SpaceX имеет заявки Федеральной комиссии связи США о размещении своих антенн на мобильных платформах. Когда Starlink станет "мобильным"?
Шотвелл: Трудно сказать, потому что это новая задача для нас, связанная с программным обеспечением. Наша команда разработчиков программного обеспечения стремится к тому, чтобы обслуживание было отличным или стало отличным для клиентов, которые у нас есть уже прямо сейчас. В работе с авиацией есть некоторая цикличность, потому что вы должны сначала установить свою систему на самолет. Конечно, лет через пять. Я бы сказала, может быть, даже вдвое меньше. Три года, если не раньше.
VIA SATELLITE: А как насчет потенциального IPO (первичного размещения акций) Starlink?
Шотвелл: У меня нет новой информации. Starlink, как бизнес, может иметь смысл в качестве публичной компании. Что касается собственно SpaceX, мне кажется, ситуация с публичной компанией выглядит сложнее. Бизнес слишком неспокойный. Мы так много инвестируем в исследования и разработки – большие двузначные числа. Рынки этого не любят. Я не вижу смысла в SpaceX, как в публичной компании прямо сейчас. Но для Starlink это может иметь смысл.
VIA SATELLITE: По мере того, как Starlink растет и расширяется до корпоративных сценариев использования, вы будете конкурировать с большим количеством спутниковых операторов. Видите-ли Вы какие-либо проблемы с запуском спутников-конкурентов? Нужно ли SpaceX продолжать запускать спутники-конкуренты, или вы могли бы просто сосредоточиться на Starlink, NASA и военных запусках?
Шотвелл: Я действительно рассматриваю это как два совершенно разных бизнеса. Мы хотим продолжать приносить пользу нашим клиентам в секторе запуска. Запуски в одном и том же рыночном сегменте с конкурентами не влияют и не разрушают бизнес SpaceX. Не использовать то, что я считаю на сегодняшний день лучшим инструментом запуска на планете (по нашим низким ценам) – это, как мне кажется, для компании всё равно, что, выстрелить себе в ногу.
Мы были достаточно предусмотрительны, чтобы гарантировать, что ракета Falcon 9 сможет обслуживать так много различных рынков, поэтому мы не зависим ни от одного сектора. Мы продолжим приносить большую пользу нашим заказчикам космических запусков, и я думаю, что конкурентам должно быть стыдно, если они смотрят на это иначе, чем я.
VIA SATELLITE: Крупным планом, каковы Ваши личные надежды, когда вы смотрите в межпланетное будущее со Starship? Какое будущее, по Вашему мнению, открывает SpaceX?
Шотвелл: Для меня Starship – это первый детский шаг SpaceX в исследовании человеком других планет Солнечной системы и перемещении в другие системы и галактики. Я никогда не ходила на курсы астрономии, но, когда смотрю на звезды, они меня завораживают. Каждая из них является солнечной системой, в которой может быть жизнь, подобная земной. Я очень хочу туда полететь, и думаю, что Starship – это начало всего этого. Это очень важный шаг для человеческого существования и обучения, маленький шаг к тому, чтобы вывести людей к звездам. Я всегда шучу по этому поводу, что мне хотелось бы посмотреть, как выглядит мода в других системах и других галактиках. Правильно ли мы её понимаем или бывает лучше?
VIA SATELLITE: Многие женщины в индустрии смотрят на Вас как на образец для подражания. Как Вы используете свое положение для того, чтобы вдохновлять других женщин в космической отрасли?
Шотвелл: Честно говоря, я хотела бы сделать больше. Но, надеюсь, что просто отличное выполнение своей работы и участие в таком великом начинании вдохновляет людей. Когда я выступаю перед аудиторией, я стараюсь сосредоточиться на недостаточно развитых рынках и сообществах, а также на STEM (науке, технологиях, инжиниринге и математике). Я действительно верю, что наш мир будет еще больше зависеть от технологий, и я хочу быть уверенной, что социальный разрыв не усугубляется разрывом в понимании технологий. Независимо от того, хотите вы быть инженером или нет, я думаю, что важно, чтобы каждый в будущем понимал основы. Вам не обязательно профессионально кодировать, но вы должны понимать, как составляется код. Я делаю всё, что в моих силах, чтобы быть уверенной, что я делаю все возможное каждый день, и что SpaceX делает великие дела. Когда дела в SpaceX пойдут поспокойнее, а они до сих пор никогда не замедлялись, но, я надеюсь, когда-нибудь это произойдёт, и у меня будет больше времени для общения со своими близкими, и я смогу рассказать им свою историю, о том, как я достигла своего уровня и, возможно, что-нибудь посоветую, если у них будут вопросы.
VIA SATELLITE: Как Вы считаете, улучшается ли ситуация в космической отрасли по привлечению и удержанию большего кадрового многообразия?
Шотвелл: Я знаю, что SpaceX уделяет этому большое внимание, и я наблюдаю то же самое у коллег из других компаний. Я надеюсь, что нам удастся выяснить, что привлекает людей с разным опытом и разными взглядами на вещи, чтобы мы могли привлечь их к такому необычному сегменту экономики.
VIA SATELLITE: Как именно SpaceX над этим работает?
Шотвелл: Мы делаем все, что можем. Каждую хорошую идею, о которой мы узнаём, мы стараемся реализовать. Томас Эдисон считал себя великим изобретателем, потому что он пытался сделать 10 000 вещей, 9 999 раз потерпел неудачу и добился успеха только однажды. Надеюсь, нам не придется этого делать. Но, я считаю самым важным выяснить, что приводит разных людей в разные сферы деятельности. Как только мы это поймем, эта конкретная задача будет решена. Мы должны понять первопричину.
VIA SATELLITE: И последний вопрос. Я читал, что у Вас есть ранчо в Техасе, которое вы хотите превратить в виноградник. Как продвигаются ваши планы по выращиванию винограда?
Шотвелл: Этим летом мы подготавливаем виноградник – инфраструктуру и ирригационную систему. Мы планируем посадить подвой либо этой осенью, либо весной следующего года. Мне нужно выбрать виноград, который я смогу здесь выращивать. Центральный Техас - уникальное место для выращивания винограда. Очень жарко и довольно влажно. Ночью не так прохладно, как в Калифорнии и некоторых других знаменитых винодельческих регионах. Есть некоторые трудности, но, вероятно, это будут сорта Роны, может быть некоторые испанские сорта. Я весьма увлечена этой темой, она станет моей второй карьерой.
©Copyright 2024 АО «Газпром космические системы»
Вся предоставленная информация, за исключением обязательной к раскрытию в соответствии с законодательством РФ, носит исключительно справочный характер и может являться неактуальной
Мы свяжемся с вами в ближайшее время