Ракета стартовала в 22:00 по московскому времени с пусковой установки площадки №35 Государственного испытательного космодрома Минобороны РФ (космодром Плесецк) в Архангельской области. Через три минуты после старта в расчетное время ракета была принята на сопровождение наземными средствами Главного испытательного космического центра имени Г.С. Титова Космических войск ВКС РФ.
В Минобороны отметили, что все предстартовые операции и старт ракеты космического назначения "Ангара-А5" прошли в штатном режиме.
Это третий испытательный пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5". Предыдущий пуск ракеты "Ангара-А5" с северного космодрома был успешно проведен 14 декабря 2020 года. Для начала нормального серийного использования этой ракеты считается необходимым провести пять испытательных запусков. Поэтому завершение испытаний ожидается уже в 2022 году, а начало серийного производства нового изделия — с 2023-го.
Основным заказчиком семейства ракет является Минобороны. Ракеты разработаны Центром им. Хруничева, но сейчас производство переводится из Москвы на омский завод "Полет", также входящий в центр. С 2022 года в Омске планируется выпускать четыре ракеты "Ангара-А5", с 2024 - не менее восьми тяжелых и двух легких ракет.
Гендиректор КБ "Салют" Сергей Кузнецов сообщал, что в данный момент стоимость пуска колеблется от 50 до 100 млн долларов. Планируется, что после начала серийного производства стоимость ракеты существенно снизится.
"Ангара" - семейство новейших российских ракет-носителей модульного типа различной грузоподъемности. Оно включает в себя ракеты-носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемности от 3,5 т ("Ангара-1.2") до 38 т ("Ангара-А5В") на низкой околоземной орбите. Различные варианты ракет-носителей "Ангара" реализуются при помощи разного количества универсальных ракетных модулей - УРМ-1 (для первой и второй ступеней) и УРМ-2 (для верхних ступеней). Количество универсальных модулей в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191 разработки НПО "Энергомаш", УРМ-2 - двигателем РД-0124А (разработан КБХА).
Плюсом "Ангары" называют то, что она не использует довольно ядовитый гептил, как грузовые "Протоны". На ракетах с гептилом не выводят людей, поэтому "Протоны" не могли использовать для пилотируемых запусков, а для "Ангары" в будущем такие запуски (пока) планируются.
Орбитальный блок в составе разгонного блока "Персей" и габаритно-массового макета полезной нагрузки отделился от третьей ступени тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5" спустя 12 минут после старта ракеты. Дальнейшее выведение орбитального блока на целевую геостационарную орбиту будет осуществляться с помощью разгонного блока по типовой девятичасовой трехимпульсной схеме с четырьмя включениями маршевого двигателя.
"В расчетное время в зоне радиовидимости средств наземного автоматизированного комплекса управления Космических войск Воздушно-космических сил в установленных районах Республики Коми, Томской области и акватории Филлипинского моря прошло отделение I, II и III ступеней и сброс головного обтекателя РКН (ракеты космического назначения) "Ангара-А5"", - сообщили военные.
Разгонный блок "Персей" разработан в Ракетно-космической корпорации "Энергия" и предназначен для ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5". "Персей" значительно повышает потенциальные возможности ракеты в сравнении с более ранними образцами "Ангары". Емкость его баков увеличили, поэтому, хотя потенциальные возможности ракеты по выводу полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту не изменились, на геостационарную орбиту (36 тысяч километров) она может вывести 3,6 тонны, а не как ранее 2,8 тонны. Это достаточно значимое изменение, поскольку крупные спутники военного назначения могут иметь большой вес, в том числе для геостационарных орбит.
Стоимость программы создания ракеты на сегодня неясна. В 2012 году глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин сообщил, что уже к тому моменту на "Ангару" (еще не летавшую) потратили 160 миллиардов рублей — примерно пять миллиардов долларов по курсу тех лет. Спустя год Олег Остапенко — на тот момент руководитель "Роскосмоса" — назвал цифру в 100 миллиардов рублей.
В 2018-м глава научно-технического совета космического ведомства Юрий Коптев заявил, что всего на программу направили 110 миллиардов. По всей видимости, либо ныне покойный Поповкин зачем-то беспощадно завышал стоимость создания "Ангары", либо после него представители "Роскосмоса" ее не менее решительно занижали. Достоверно установить, кто из них неправ, не позволяет состояние доступной на сегодня базы источников.
На космодроме Восточный ведется строительство объектов второй очереди, предназначенных для запуска ракет этого семейства. Первый пуск "Ангары" с космодрома запланирован на 2023 год, в том же году с него должна стартовать ракета с перспективным пилотируемым кораблем "Орел".
Согласно ряду пока ничем не подтвержденных источников, разгонный блок "Персей" испытал проблемы со вторым из запланированных включений, из-за чего на данный момент график вывода макета полезной нагрузки по времени нарушен. Неясно, является ли проблема программной и может ли быть исправлена. Если это не получится сделать, то вывести макет на целевую геостационарную орбиту не удастся, и это будет замечено наблюдателями по всему миру.
©Copyright 2024 АО «Газпром космические системы»
Вся предоставленная информация, за исключением обязательной к раскрытию в соответствии с законодательством РФ, носит исключительно справочный характер и может являться неактуальной
Мы свяжемся с вами в ближайшее время